Из истории небоскрёбов



                                              ВВЕДЕНИЕ
     Две тысячи лет развития западной архитектуры неожиданно привели к появлению во второй половине девятнадцатого века небоскрёбов. Как архитектурный «тип» небоскрёб явился плодом извечного стремления человека к сооружению такого здания, которое доставало бы до самого неба и его божественных обитателей. В отличие от прежних строений, небоскрёбы девятнадцатого века появились в результате изменения экономических и социальных условий и, что важнее, в результате появления новых технологий и материалов. Кроме того, они стали наглядным воплощением старого как мир желания человека показать свою силу и власть.
     Описания представленных в этой работе небоскрёбов – вчерашнего дня и сегодняшнего – даны в хронологическом порядке. Это сделано для того, чтобы было легче понять, в каких направлениях и формах происходило развитие этой совершенно новой конструкции. Игривые контуры «уникальных объектов» Шанхая, например, не имеют ничего общего с повторяющимися вертикальными линиями небоскрёбов Нью-Йорка.

              История появления небоскрёбов
     До девятнадцатого века в Европе имелось всего несколько памятников, превосходивших по высоте стандартные городские здания. В течение столетий купола Кафедрального собора во Флоренции, соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне, башни Собора Парижской Богоматери и Вестминстерского аббатства в Лондоне отбрасывали символические тени на улицы своих городов. Они защищали своих обитателей, но ни когда не достигали высоты небоскрёбов. Современные небоскрёбы – это детища науки и технологии, эти городские коммерческие и банковские центры являются символами человеческих амбиций, зримое воплощение которых архитекторы зачастую находили в живописи, восходящей к античной и библейской мифологиям.
     В процессе эволюции архитектура испытывала не только мифологические и библейские влияния. Крепостные колокольни и сторожевые башни, церковные звонницы, купола и шпили также являются предшественниками небоскрёбов. То же самое можно сказать и о многочисленных средневековых башнях европейских городов, например, о знаменитой Сан-Джиминьяно. Воображение строителей небоскрёбов всегда привлекали гигантские сооружения прошлого: египетские пирамиды и изваяния сфинксов, колосс Родосский и Александрийский маяк – все они до сих пор ещё удивляют своими уникальными размерами и формами. Позднее образцами красоты и соразмерности в течение столетий служили христианские храмы и мусульманские мечети, пока не появились небоскрёбы, названные «соборами двадцатого века».
     Строительству небоскрёбов предшествовало появление двух инженерных чудес современности – Эйфелевой башни и Статуи Свободы. Первая из них в течении многих лет считалась высочайшим мировым сооружением, пока не был построен Крайслер-билдинг. Вторая, ассоциирующая с гигантами Нью-Йорка, является одним из наиболее распространённых образов современной урбанистической архитектуры.
     Архитекторы обнаружили ещё один образец для подражания в самой природе, особенно в изломанных контурах гор и каньонов. Согласно Витрувию, архитектор Динократ предложил вырезать в горе Атос гигантскую скульптуру сидящего Александра Македонского с реками и горами на коленях и столицей Александрией в левой руке. Подобным же образом на склоне горы Рашмор выбиты барельефы четырёх президентов Соединённых Штатов. Недаром высочайшие небоскрёбы (высотой более 396 м) производят впечатления рукотворных Зачарованных гор. Образы природы, мифологии и религии были направлены на создание особого «субстрата сознания», на котором выросли современные небоскрёбы, и, когда они выросли, их сходство с предтечами стало совершенно очевидным.
     Концепция небоскрёба впервые нашла материальное воплощение в Чикаго второй половины девятнадцатого века. В те годы «город ветров» на Великих озёрах превращался в огромный коммерческий центр Среднего Запада. Количество служащих в крупных компаниях увеличивалось, что требовало дополнительного офисного пространства. Когда строительство «Петли» (надземной городской железной дороги) привело к увеличению демографического и экономического давления, резко повысилась стоимость отведённых под строительство земельных участков в центральной части города. Зачастую импульсом для революционного скачка в градостроительстве становятся какие-либо катастрофы, наподобие лиссабонского землетрясения или Великого лондонского пожара. В Чикаго таким импульсом стал Великий пожар 1871 года, который полностью уничтожил старый город, освободив, таким образом, место для новостроек. При определении концепции возрождения Чикаго необходимо было учитывать его крайнюю перенаселенность, что и нашло должное отражение при разработке архитектурного проекта Трибюн – Тауэра. В этом проекте воплотились принципы американского архитектурного искусства, которые основывались на коллективном творчестве, вдохновляемом великими шедеврами античности и Возрождения, в отличие от функционального рационализма, царившего в Европе. В Париже 1925 году прошла Всемирная выставка декоративного искусства, после которой широкое распространение получил новый синтетический стиль, названный «ар-деко», оказавший огромное влияние на внешнее оформление небоскрёбов. Не меньшее значение для архитекторов, устремлённых в будущее, имело появление во второй половине девятнадцатого века новых материалов и технологий. Прежде всего материалов, из которых изготавливались каркасы и коробки зданий, т.е. стальные конструкции и опоры, несущие относительно независимые панельные и стеклянные перегородки. Очевидная устойчивость подобной структуры давала возможность возводить более высокие здания, нежели из традиционных строительных материалов – камня, кирпича и дерева – и позволяла увеличивать пространство между опорами. Это, в свою очередь, давало больше возможностей для использования образующихся свободных пространств и формирования облика современных офисных зданий. Вторым по важности стало изобретение лифта, избавившего людей от необходимости подниматься на верхние этажи здания по лестницам, - теперь высота зданий больше не зависела от физических возможностей их обитателей; фактически она стала теперь признаком престижности. До этого в европейских домах «аристократическими» считались вторые этажи; после изобретения лифта состоятельные и преуспевающие люди могли переселиться повыше, поближе к небу и свету. Третьим новшеством явилось внедрение систем вентиляции и электрического освещения, что привело к возможности создания регулируемого микроклимата, не зависящего от меняющихся погодных условий. Эти технологические прорывы означали, что теперь при проектировании зданий архитекторы могли не принимать во внимание условия естественного освещения и вентиляции. Характерная особенность небоскрёба заключается в его геометрической конфигурации. Один из ведущих представителей чикагской школы, Луи Салливан, называет этой особенностью небоскреба абсолютную соразмерность его вертикальных и горизонтальных объёмов (с горизонтальными размерами окружающих городских сооружений). Построенный в 1902 году в Нью-Йорке Флэтайрон-билдинг высотой 87 м более чем в два раза превышал остальные городские здания. Огромное здание казалось ещё больше благодаря классическому делению на три части, заимствованному из архитектурных ордеров античной колонны: «основание» его образовывал первый из нижних этажей; «стержень» представляли основные этажи с одинаковыми рядами окон; «венец» здания состоял из последних этажей и аттика с большими окнами и большим карнизом, соответствующими масштабам всего здания. Флэтайрон-билдинг является идеальным образцом высотного здания, если говорить о вертикальном ориентированной конструкции, и архитектурным центром деловогорайона. От Чикаго, ставшего пионером в сооружении высотных зданий, а не собственно небоскрёбов, лидерство в гонке по строительству железобетонных гигантов перешло к Манхэттену. Именно здесь небоскрёбы особенно высоки. Этот район гигантских башен, устремлённых в заоблачные выси, получил название «города небоскрёбов». Через несколько лет были построены новые гиганты: Крайслер-билдинг (1930), Эмпайр-стейт-билдинг (1931) и Рокфеллеровский центр (1933 – 40). Крайслер-билдинг превысил Эйфелеву башню, став, таким образом, высочайшим сооружением Европы и Соединённых Штатов. Построенный через год Эмпайр-стейт-билдинг был ещё выше и оставался высочайшим зданием планеты на протяжении нескольких десятилетий, являясь, наряду со Статуей Свободы, звёздно-полосатым флагом и Бруклинским мостом, одним из символов Нью-Йорка и Конфедерации. В дизайне небоскрёбов Рокфеллеровского центра появились характерные изменения – каждый отдельный объект представлял собой многофункциональный урбанистический комплекс. Он объединял множество общественных институтов и административных офисов, гармонично включая и зоны отдыха.
     В послевоенный период первые небоскрёбы появились также за пределами Соединённых Штатов. В Европе увеличению высоты зданий мешали различные обстоятельства – забота о сохранении исторического облика городов, а также опасения идеологического порядка: высотные здания в «американском стиле» здесь рассматривались как памятники капитализму. Предлагались различные способы подготовки городов к внедрению этой архитектурной формы. В Париже вокруг предложенного проекта Монпарнасской башни развернулось такая ожесточённая полемика, что городские власти решили перенести строительство небоскрёба и других офисных зданий на окраину города. В Милане строительство здания Пирелли велось со строгим соблюдением геометрических и скульптурных форм современного дизайна, одновременно Торре Веласка встраивал в корпус здания традиционные башенки, которые ассоциировались с историческим обликом города. В Москве «анархическую» сущность небоскрёба пытались удержать в рамках схематического и иерархического плана городского развития.
      1960 годы характеризуются появлением оригинальных архитектурных форм эпохи позднего модернизма, таких как первые башни – близнецы в «Марино-Сити» (Чикаго, 1962), заострённая Трансамерика – Пирамид (Сан-Франциско, 1972), обрезанная пирамида «Хэнкок-Центра», диагональные поддерживающие конструкции которые можно видеть снаружи (Чикаго, 1969) и башни – близнецы Центра международной торговли (Нью-Йорк, 1972), которые сразу можно было узнать благодаря их идентичности. Башни – близнецы были высочайшими зданиями планеты и почти скульптурными произведениями в стиле «лэнд арт».
     С 1970 годов дальнейшее развитие архитектуры небоскрёбов выразилось в создании разнообразных форм, в усилении их художественной выразительности и привлекательности для средств массовой информации и в расширении диапазона их функций. Нижние этажи небоскрёба «Ситикорп» (Нью-Йорк, 1977) были отданы под коммерческие и развлекательные структуры. Башня – небоскрёб Джона Хэнкока (Бостон, 1976) стала известна благодаря своей стеклянной облицовке, в которой отражались исторические памятники, расположенные вокруг неё.
     С наступлением 1980-х годов эпоху позднего модернизма в архитектуре сменяет эра постмодернизма. Работающие в этом стиле архитекторы начинают возвращаться к образцам героической эпохи. Одновременно обретает почву эстетика высоких технологий, ведущая к строительству зданий, отличающихся смешением стилей. Особенно резко эти стилистические контрасты проявились во Франкфурте после строительства зданий Мессетурм (1990) и Коммерцбанка (1997).
     Строительство небоскрёбов в Европе и Соединённых Штатов стало одним из главных факторов обновления важных, но не редко заброшенных городских районов. Яркими примерами такого обновления могут служить Таймс – Сквер в Нью-Йорке, коренная перестройка лондонского района Доклендз, кульминацией которой стало возведение в 1991 году Канари-Уорф-Тауэр, и восстановление района вокруг Александерплатц в Берлине.
     В течение последних двадцати лет двадцатого века строительство небоскрёбов, начавшееся ещё в 1970-х годах, распространилось за пределы западного мира. Примерами могут служить здания «Оуверсиз Чайниз Банка» (Сингапур, 1980), Национального Коммерческого Банка (Джидда, 1983), Банка Гонконга и Шанхая (Гонконг, 1990). На востоке бум небоскрёбостроения начался в конце 1990-х годов. Небоскрёбы, ставшие символами геополитических изменений, вырастают с невиданной быстротой, принимая самые причудливые и оригинальные формы.
Переход мирового рекорда высоты от Соединённых Штатов к Малазии – от старых башен – близнецов к новым башням Петронас и от геометрической ясности параллелепипедов к историческому ориентализму того, что получило наименование «технологической пагоды», - является симптоматичным. Образование планетарных метрополий свидетельствует о переносе вектора мирового развития из бассейна Атлантического океана в бассейн Тихого и о повышении роли Азии в этом развитии. Историческая модель небоскрёба была повторена в здании отеля «Нью-Йорк» в Лас-Вегасе. «Деловой центр» становится «историческим центром» со всеми вытекающими последствиями и с постоянной программой развития; новые небоскрёбы, подобные Конде-Наст-билдингу, перестраиваются, чтобы больше соответствовать окружающему городскому ландшафту.
Повторение, имитация и «клонирование» современных зданий привело к образованию космополитических, но как это не покажется странным, имеющих своё собственное лицо, метрополий, потому что в каждом из них резче всего проявлялись черты своего национального характера – китайского, японского или малазийского. В Европе наибольшее распространение получила модель постмодернистского стиля с элементами готики, ар- деко или модернизма, тогда как на Востоке стремились к созданию конструкций, характеризующихся эксцентричностью дизайна. С применением высоких технологий и органических элементов строятся небоскрёбы в форме «бамбуковых стеблей» - образцом этого стиля может служить Менара-Телеком-Тауэр в Куала-Лумпуре. В Дубае посередине пустыни высится здание семизвёздочного отеля в форме парусника. Башня Мао в Шанхае представляет собой гигантскую технологическую пагоду. На Востоке высотные здания в форме больших куполов, покрывающих большие общественные площади, аналогичные парижской Гран-Арке, напоминают внешним обликом мосты, ворота или порталы, а не классические башни небоскрёбов. Но они несут на себе печать высоких технологий. Наступление нового тысячелетия ознаменовалось воплощением новых проектов, но и было также омрачено разрушением башен – близнецов в Нью-Йорке. Очевидная уязвимость небоскрёбов, тем не менее, не повлияла на темпы их эволюции. На брошенный вызов последовали сотни проектов застройки «нулевой площадки» Нью-Йорка. В новых моделях предлагается использовать биологически совместимые технологии, как в лондонском Суисс-Ре-Тауэре, или создавать их исходя из принципов натуралистической философии. Такие радикальные, глобализационные идеи, как эти, привели к планам создания в Шанхае самого высокого в мире небоскрёба. Этот небоскрёб станет последним словом мировой архитектурной мысли в «эпоху великих катаклизмов»
     История продолжается, и небоскрёбы самых непредсказуемых и экстравагантных форм продолжают подниматься к небу над великими метрополиями мировой цивилизации.
             Наиболее известные небоскрёбы

Наименование здания

Месторас-положение

Проект

Высота

Материалы

Год

постройки

Флэтайрон-

-билдинг

Нью-Йорк

(США)

Даниел

Бернем

87 м

Сталь и

терракота

1902



Крайслер-

-билдинг





Нью-Йорк

(США)

Уильям

Ван Ален



319 м

Сталь, стекло, кирпич, хром



1930



Эмпайр-

-Стейт-

-билдинг

Нью-Йорк

(США)

Шреве,

Лэм,

Хармон



381 м

Сталь, кирпич, алюминий, известняк



1931

Рокфеллеровский центр

Нью-Йорк

(США)

Рейнгардт, Хофмайстер, Корбет, Харрисон,

259 м

Сталь известняк

1933

Марино-

-Сити

Чикаго

(США)

Голдберг

179 м

Сталь, бетон, стекло

1962

Джон-

-Хэнкок-Центр

Чикаго

(США)

Б.Грэм

344 м

Сталь, алюминий, стекло

1969

Трансамерика-

-Пирамид

Сан-

Франциско

(США)

Ассоциация

Уильяма

Л.Перейры

260 м

Сталь, железобетон, кварцевая масса

1972

Монпарнасская башня

Париж (Франция)

Бодуа, Кассан,

 де Марьен

209 м

Сталь, стекло

1973

Сирс-Тауэр

Чикаго

(США)

Б.Грем,

442 м

Сталь, алюминий, стекло

1974

Ситикорп-

Центр

Нью-Йорк

(США)

Ассоциация

Х.Стаббинза

279 м

Сталь, алюминий, стекло

1977

Банк Гонконга и Шанхая

Гонконг (Китай)

Н.Фостер

179 м

Сталь, алюминий, стекло

1985

Банк

Китая

Гонконг (Китай)

Пей

367 м

Сталь, бетон, алюминий, гранит, стекло

1990

Канари-

Уорф-

-Тауэр

Лондон

(Великобр.)

Ассоциация Ц.Пелли

236 м

Сталь и нержавею-

щая сталь

1991

Ситик-

-Плаза

Гуанчжоу (Китай)

Д.Лау

391 м

Железобетон, алюминий, стекло

1997

Коммерцбанк

Франкфурт (Германия)

Н.Фостер и партнёры

259 м

Железобетон, сталь, стекло



1997

Башни Петронас

Куала-

-Лумпур (Малазия)

Ассоциация Ц.Пелли

452 м

Бетон, сталь, стекло

1998

Башня Мао

Шанхай (Китай)

«Скидмор, Оуингз энд Меррилл»

421 м

Железобетон, нержавеющ.

сталь, стекло

1998

Бурдж аль-Араб

Дубай (ОАЭ)

Аткинз и партнёры

321 м

Сталь, стекло

1999

Королевский Центр

Эр-Рияд (Саудов-

ская

Аравия)

Бекет и консоциум «Омрания»

296 м

Сталь, железобетон, алюминий

2002

Томорроу-Сквер

Шанхай (Китай)

Ассоциация Джона Портмана

285 м

Железобетон, стекло

2003


                Конструктивные особенности небоскрёбов.


Наименование здания

Конструктивные особенности

Флетайрон-

-билдинг

Одно из первых зданий со стальным несущим каркасом



Крайслер-

-билдинг



Конструкция из стальных горизонтальных и вертикальных несущих элементов со встроенным в неё центральным стержнем (где устанавливались лифты) успешно противостояла горизонтальным потокам воздуха, что освобождало фасад от выполнения статических функций

Эмпайр-

-Стейт-

-билдинг

Мировой рекорд высоты с 1931 – 1972 год

Рокфеллеровский центр

При его строительстве использовалась каркасная структура, в которой вертикальные конструкции связывались горизонтальными фермами, поглощающими вес, что позволило снять статические нагрузки с фасада.

Башни Марино-

-Сити

На стадии строительства они являлись самыми высокими в мире сооружениями из железобетона. Конструкция держится на статическом стержне, в огромной центральной колонне которого (диаметром 10 м) размещается техническое оборудование. Эта колонна поглощает горизонтальное напряжение фасадов, передающееся на неё по этажам. Ещё 15 колонн, окружающих её служат для распределения систем жизнеобеспечения по этажам и соединяются арками с колоннами на фасаде. Такая конструкция позволяет облегчить структурные элементы фасада. Которые должны нести лишь вертикальные нагрузки. Что, в свою очередь, ведет к экономии материалов.

Джон-

-Хэнкок-Центр

Главная особенность небоскрёба в его пустотелой конструкции, напоминающей большую четырёхугольную колонну. Конструкция строится на основе различных элементов, располагающихся по периметру здания, с горизонтальными, вертикальными и диагональными связями, формирующими очень устойчивую стальную колонну.

Трансамерика-

-Пирамид

Расположенная в районе сейсмической активности, башня строилась с учётом необходимых в таких случаях требований: её основания образуют 20 сцепленных равнобедренных тетраэдров, соединённых с фундаментом посредством стальных балок, создающих жёсткую пространственную структуру.

Сирс-Тауэр

Конструкция базируется на группе автономных труб (каждый модуль достигает длины 23 м с каждой стороны, а расстояние между колоннами 4,5 м), которые идеально поглощают как вертикальные, так и горизонтальные, возникающие вследствие давления ветра, нагрузки.

Ситикорп-

Центр

Всё здание держится на центральном стержне и четырёх колоннах. В здании были установлены принципиально новые энергосберегающие отопительные и осветительные системы. Другая новинка – глушитель колебаний, вызываемых ветром, представляющий собой 440-тонный бетонный блок. Установленный на крыше и соединённый с компьютером, он смещается по мере усиления ветра и глушит вызванные им колебания всей конструкции.

Банк Гонконга и Шанхая

Состоит из двух рядов четырёх массивных металлических пилонов, каждый из которых представляет собой комбинацию четырех колонн, связанных фермами шириной 33,5 м и высотой в два этажа. Каркас состоит из пяти таких ферм, расположенных одна над другой, - они несут вертикальные нагрузки, что позволило значительно уменьшить плотность расположенных выше этажей и различных уровней.

Банк

Китая

Конструкция держится на четырех огромных угловых пилонов, сделанных из бетона и стали. Диагональные балки связывают их таким образом, что внутреннее пространство оказывается свободным от элементов самой конструкции. То же самое относится и к фасаду: система квадратов, пересечённых по диагонали, образует гигантскую раму, противостоящую давлению ветра и передающую горизонтальные нагрузки в начале на крышу, а затем на четыре пилона.

Канари-

Уорф-

-Тауэр

Конструкция полностью выполнена из стали, включая фундамент, состоящей из  222 пилонов, каждый из которых (около 2 м в диаметре) погружен в землю на глубину 20 м. На этих пилонах, как на якорях держится всё здание.

Ситик-


-Плаза

Не смотря на значительную высоту (391 м), башня имеет железобетонную конструкцию. Она состоит из центрального стержня, в котором размещаются техническое оборудование, лифты и лестницы, и ряда колонн, окружающих здание по периметру

Коммерцбанк

Здание держится на каркасе, состоящим из трёх массивных колонн, находящихся в углах треугольника. К этим колоннам крепятся восемь офисных этажей, образующих один блок, достигающий ширины 15 м. Секция формируется из блока и экологических пространств с висячими садами, расположенными по спирали, которая вместе с осевым пространством способствует образованию восходящих потоков воздуха.

Башни Петронас

Мировой рекорд высоты. Современные технологии. Облицовка фасада соответствует экологическим требованиям и местным климатическим условиям, так как состоит из нескольких слоёв и специальных технических устройств, контролирующих интенсивность освещения и вентиляции.

Башня Мао

Авангардная конструкция, состоящая из железобетонного стержня и шестнадцати колонн (восьми стальных и восьми бетонных), соединённых стальными фермами.

Бурдж аль-Араб

Оригинальный дизайн формы – в виде парусника. Отель стоит на искусственном острове, на расстоянии 280 м от берега. В процессе строительства сваи загонялись в морское дно на глубину 40 м. Фасад облицован тефлоном, предохраняющим здание от палящего солнца

Королевский Центр

Передовые технологии и современный дизайн. Облицовка фасада из светоотражающего стекла и алюминия.

Томорроу-Сквер

Многофункциональный небоскрёб. Инженеры, строившие здание, приняли его необычную форму как вызов и создали целиком железобетонную конструкцию – перекрытия между этажами отеля состоят из одних тонких плит, а перекрытия между офисными этажами проложены балками. Наружный каркас противостоит как сильным ветрам, так и землетрясениям. Фундамент глубиной 76 м                
                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      В последние годы различия в строительстве и архитектуре небоскрёбов, кажется, становятся более заметными, хотя интерпретация их представляет довольно-таки сложную задачу. Невозможно представить, какие небоскрёбы будут появляться в будущем, даже зная нынешние тенденции развития этой архитектурной формы.